Функциональная-грамотность_Камзеева-ЕЕ_24-08-2020

Функциональная грамотность как актуальный
результат предметного обучения

Камзеева Елена Евгеньевна, канд. физ.-мат. наук,
начальник экспертно-аналитического отдела ГАОУ ДПО «Московский центр
качества образования»;
Серпова Ульяна Владимировна, сотрудник экспертно-аналитического отдела

Цель – сделать российскую систему одной из лучших
мировых образовательных систем
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

Определить следующие национальные цели
развития
Российской
Федерации
(далее
национальные цели) на период до 2030 года:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие
людей;
б) возможности для самореализации и развития
талантов;
в) комфортная и безопасная среда для жизни;
г) достойный, эффективный труд и успешное
предпринимательство;
д) цифровая трансформация.
1.

2

2.
Установить
следующие
целевые
показатели,
характеризующие достижение национальных целей к
2030 году:
б) в рамках национальной цели "Возможности для
самореализации и развития талантов":
вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования

Навыки 21 века.
Международные подходы к оценке качества образования

Функциональная грамотность

• Читательская
грамотность
• Математическая
грамотность
• Естественнонаучная
грамотность
• ИКТ-грамотность
• Финансовая грамотность
• Культурная и
гражданская грамотность

Компетенции

• Критическое
мышление/решение
проблем
• Креативность
• Коммуникации
• Сотрудничество

Качества личности

• Любознательность
• Инициативность
• Настойчивость/выдержка
• Адаптивность
• Лидерство
• Социальная и культурная
осведомленность

3

Разработка инструментария для комплексной оценки
образовательных достижений московских школьников

Предметные
результаты
(все параллели,
все предметы,
базовое и
углубленное
изучение
предметов)

Метапредметные
результаты
(работа с
информацией,
логические
действия, основы
научного познания)

Функциональная
грамотность
(читательская,
естественнонаучна
я, математическая,
финансовая, ИКТграмотность)

Регулятивные и
коммуникативные
действия в
групповой
проектной
деятельности

Решение проблем,
критическое
мышление,
креативное
мышление

Социальные
навыки,
эмоциональный
интеллект

4

Функциональная грамотность
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
А.А. Леонтьев
- Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —
исследование, в котором оценивается способность 15-летних школьников
использовать полученные навыки и знания для решения самых разных
жизненных задач

- Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019
"Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся"
5

Основные направления функциональной грамотности
PISA
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Компетенции (умения):
• Находить и извлекать информацию
• Интегрировать и интерпретировать информацию
• Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
• Использовать информацию из текста
Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять,
интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире.
• формулировать ситуацию математически
• применять математические понятия, факты, процедуры
• интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
• рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
• Научно объяснять явления
• Понимать основные особенности естественнонаучного исследования
• Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

ICILS

Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность –
это способность учащихся использовать компьютеры в личных,
исследовательских, творческих и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной и общественной
деятельности.
• Практические навыки по работе с компьютером
• Сбор, обработка, создание информации
• Цифровое взаимодействие (обмен информацией в социальных сетях)

6

Функциональная грамотность как составляющая комплексной
оценки предметных и метапредметных результатов
Функциональная грамотность – это способность находить решение в новой неосвоенной ситуации. (Каждое задание PISA – это отдельный текст, в
котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При
выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне изучаемого учебного материала.)
Формируемые компетенции:
1) применять приобретенные знания и умения в ситуациях жизненного характера
2) самостоятельно осваивать новые знания и умения

Разработка заданий на функциональную грамотность:
• Контексты заданий должны быть ориентированы на возраст и интересы учащихся
• Контексты могут затрагивать проблемы глобального или личностного характера, апеллировать к различным областям человеческой деятельности
• Задания должны охватывать все компетенции читательской, математической, естественнонаучной грамотности
• Задания должны опираться на предметные знания и умения
• Задания должны быть разного уровня сложности

Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная
составляющая
Задания на функциональную грамотность как логичное продолжение цепочки учебных задач

7

Типовые учебные задачи
Математика, 6 класс
«Пропорции»
Найдите число, которое во столько же раз меньше чем 150, во сколько
число 24 меньше чем 90.
5 кг товара стоит 325 руб. Сколько будет стоить 11 кг такого
товара?

8

Пример ситуации «жизненного» характера
Математика, 6 класс
«Пропорции»

9

Задания в формате международного
исследования PISA

10

Деятельностный процесс обучения школьников как способ
достижения планируемых результатов
Комплексная оценка планируемых результатов
- Предметных
- Метапредметных
- Функциональной грамотности

- Освоение текстов научного содержания и применение

базовых естественнонаучных знаний (читательская и
естественнонаучная грамотность)
- Использование математических понятий и алгоритмов,
применение логических действий в контексте
естественнонаучного содержания

- Владение методами научного познания (проведение
наблюдений, выдвижение гипотез, планирование
эксперимента и проведение измерений, анализ результатов)
- Использование цифровых технологий (поиск, обработка
и представление информаций посредством ИКТ, цифровые
датчики, виртуальные лаборатории)

11

Физика,
7 класс

12

Физика,
7 класс

13

Читательская грамотность.
Действия по извлечению явно заданной информации

14

Читательская грамотность.
Действия по извлечению явно заданной информации

15

Задания на более сложные читательские действия

16

Использование дополнительной информации

17

Интерпретация информации

18

Интерпретация информации

19

Естественнонаучная грамотность.
Экспериментальные умения

Экспериментальные умения
1. выдвигать идеи / гипотезы
2. самостоятельно планировать опыты, выбирать оборудование
3. анализировать результаты эксперимента и формулировать выводы
20

Естественнонаучная грамотность.
Экспериментальные умения
1. Выдвижение идей.
От чего может зависеть сила притяжения между пластиной и жидкостью?






площади пластины
материала пластины
рода жидкости
температуры жидкости
…

2. Самостоятельное планирование опыта.
Опишите / проведите опыт для проверки гипотезы
 перечислите оборудование и материалы, необходимые для проведения опыта
 назовите способы измерения силы притяжения

3. Анализ результатов и формулирование выводов
21

Требования к формированию у обучающихся
функциональной грамотности - это…
- требования к профессиональной компетентности каждого учителя
(организация учебного процесса, направленного на актуальные
результаты,
и
построение
современной
комплексной
оценки
образовательных достижений школьников)
- требования к профессиональной компетентности администрации школы
(организация
командной
работы
учителей-предметников
по
формированию функциональной грамотности)
- направление развития контрольных измерительных материалов
государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных работ

22

ГАОУ ДПО «Московский центр качества
образования»

https://mcko.ru/
mcko@edu.mos.ru
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».