ПРОГРАММА ВД

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2 ст. Кардоникской»

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МКОУ «ООШ № 2 ст. Кардоникской»
на 2021-2024 гг.

2021 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Разработчик
программы

Программа внеурочной деятельности
МКОУ «ОООШ № 2 ст. Кардоникской» (далее Программа)
заместитель директора по УВР, Ильяшенко Л.Е

Создание условий для развития и воспитания обучающихся,
Цель
обеспечивающих формирование основ гражданственности,
уважения к истории и культуре своей Родины, создание
воспитывающей среды, формирующей интеллектуальные
интересы учащихся и развивающей их творческий потенциал.
Организация
общественно-полезной
и
досуговой
деятельности учащихся в сотрудничестве и взаимодействии с
социумом и родительскою общественностью.
Задачи программы
Вовлечение учащихся в разностороннюю внеурочную
деятельность.
Формирование позитивного отношения к общественным
ценностям: Отечество, семья, человек, природа, мир, труд,
культура, знания.
Организация информационной поддержки обучающихся.
Реализация деятельности участников образовательного
процесса
по
направлениям
развития
личности:
духовно-нравственное,
интеллектуальное,
социальное,
спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое.
Развитие творческой активности учащихся.
Сроки реализации
2021-2024 г.
программы
Участники
Учащиеся 1-9 классов, классные руководители, педагоги школы,
реализации
родители.
программы
Управление,
Мониторинг ОО
контроль
Источники
Финансирование осуществляется за счет средств собственных
финансирования интеллектуальных ресурсов педагогического коллектива
образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно - правовая и документальная основа
1.2. Цель и задачи.
1.3 Принципы программы.
1.4. Направления внеурочной деятельности.
1.5. Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного
процесса направлений внеурочной деятельности.
2. Предполагаемые результаты.
3. Содержание программы
3.1.Модель плана внеурочной деятельности в ОО;
3.2.Формы, методы и средства внеурочной деятельности. Виды деятельности
обучающихся.
4. Условия реализации программы.
4.1. Кадровое обеспечение.
4.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во
внеурочное время.
4.3. Материально-техническое обеспечение.
5. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
5.1. Методы и методики мониторинга внеурочной деятельности.
5.2. Критерии оценки результатов.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях
системы основного общего образования.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание
рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся
(кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно
решение задач воспитания и социализации детей.
Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в
полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия
общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные
программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной
деятельности, являются:
• уровень развития дополнительного образования в школе;
• программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и
классных руководителей;
• материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.
Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Программа внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
форм внеурочной деятельности по классам.
Предельный объем внеурочной деятельности: для начальных классов
внеурочная деятельность - 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе –
до 1750 часов за пять лет обучения.
1.1. Нормативно - правовая и документальная основа
Организация внеурочной деятельности в МКОУ «ООШ № 2 ст. Кардоникской»
опирается на следующие нормативные документы:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013 N 1008;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». Внеурочная
деятельность входит в часть учебного плана ОУ, формируемую участниками
образовательного
процесса,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей обучающихся;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897;
 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв.
постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
 письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
 письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. N 09-3564 "О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных программ".
 письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016
г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС НОО ОВЗ» (вместе с «Методическими
рекомендациями ...»);
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N
81
"О
внесении
изменений
N3
в
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Минюсте России
14.08.2015 N 38528);
 письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015
г. N 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
 письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. N 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
 письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
 письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
 приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 N 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,

образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения
новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
 Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, основного общего образования (ФГОС НОО,
ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется школой через
учебный план и внеурочную деятельность.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка,
её интеграции в системе мировой и отечественной культур
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не
всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности.
1.2. Цель и задачи
Цель организации внеурочной деятельности в школе в соответствии с ФГОС
ООО - создать условия для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учѐбы время; создать воспитывающую среду,
обеспечивающую активизацию социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по
организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального
государственного образовательного стандарта, определить стратегию их
усовершенствования и апробации;
2. Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для
школьников в условиях социума посредством организации внеурочной
деятельности;
3. Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность
обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными
учреждениями, семьями обучающихся;
4. Формировать навыки позитивного общения;
5. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;

6. Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
7. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
1.3. Основные принципы программы:
Программа подготовлена с учетом требований Федеральных государственных
образовательных
стандартов
основного
общего
образования
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10,
обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные
и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
Программа
составлена
с
целью
дальнейшего
совершенствования
образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к
условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Основные принципы ведения внеурочной деятельности:
- Принцип научной организации.
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного
образования.
- Принцип целостности.
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип личностно-деятельностного подхода.
-Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности
ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой,
отечественной, региональной культур.
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
-Принцип
взаимодействия,
предполагающий
координацию
всех
образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи
и поддержки детям разного уровня социализации.
- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно
выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.
1.4. Направления внеурочной деятельности: соответствуют ч. 7 ст. 12
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Программа внеурочной деятельности направлена:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная
деятельность
на
базе
образовательного
учреждения
реализуется
через системы
дополнительного
образования
и работу
классных руководителей по следующим направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное
2. Социальное
3. Общеинтеллектуальное
4. Общекультурное
5. Спортивно-оздоровительное

Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям
Направления развития
личности
Cпортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Социальное
Общекультурное
ИТОГО

10

Количество часов
III
IV
V

(по классам)
VI
VII VIII

IX

Всего

2

2

18

2

2

2

22

3

3

3

3

23

1

1

1

1

1

9

2

2

2

2

2

2

18

10

10

10

10

10

10

90

I

II

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

3

1

1

1

1

2

2

2

10

10

Духовно-нравственное направление .
Целесообразность
направления
заключается
в
обеспечении
духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и
других институтов общества.
В основу работы по данному направлению положены ключевые
воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
 формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у
обучающихся гражданской идентичности;
 воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного гражданина России;
 приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической
или социокультурной группы;
 сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
 последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности.
Социальное направление.
Целесообразность названного направления заключается в активизации
внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового
социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании
социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых
для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
 формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции
для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и
оценивать отношения в социуме;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;

 воспитание у школьников почтительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Общеинтеллектуальное направление.
Целесообразность направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
 развитие культуры логического и алгоритмического мышления,
воображения;
 формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
 овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на
ступени основного общего образования.
Общекультурное направление.
Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей
культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими
ценностями многонационального народа России и народов других стран цель
общекультурного направления.
Основными задачами являются:
 формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
становление активной жизненной позиции;
 воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической
культуры.
Спортивно-оздоровительное направление.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся
на уровне основного общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Основные задачи:
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных способностей;
 развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
1.5.Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного
процесса направлений внеурочной деятельности.
Педагогами школы высчитывается недельная нагрузка учащихся с целью не
допущения перегрузки. Родители и учащиеся выбирают из числа предложенных
программ несколько, общая нагрузка не должна превышать 10 часов. В случае, если
ребенок
посещает
учреждения
дополнительного
образования
района
(художественные, музыкальные, спортивные школы и др.), родители предоставляют
справку с указанием нагрузки и составляется индивидуальный план внеурочной
деятельности для этого учащегося.

Содержание функций различных категорий педагогических работников во
внеурочной деятельности
Заместитель
- Разработка модели внеурочной деятельности (далее директора по ВД);
УВР
- Организация работы по разработке составлению
программ: духовно – нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся и рабочих программ ВД;
- Разработка мониторинга результатов ВД;
- Планирование и обеспечение взаимодействия с системой
дополнительного образования;
- Методическое сопровождение педагогического ресурса;
- Руководство процессом взаимодействия ВД ,
внеклассной и внешкольной работы образовательного
учреждения;
Педагог- Разработка модели внеурочной деятельности (далее организатор
ВД);
- Участие в разработке составлению программ: духовно –
нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся и рабочих программ ВД;
- Обеспечение контроля качества реализации программ
ВД;
- Обеспечение интеграции ВД (как части ООП) с
внеклассной и внешкольной работой образовательного
учреждения
Классный
- Психолого – педагогическое сопровождение учащихся во
руководитель ВД;
- Разработка и реализация программы ВД по
формированию и развитию классного коллектива, по
обеспечению его жизнедеятельности;
- Проведение организационно – методических
мероприятий с родителями по ВД учащихся;
- Разработка перспективного индивидуального
образовательного плана классного руководителя
Педагог –
- Психологическое сопровождение учащихся во ВД;
психолог
- Мониторинг личностного развития учащихся (в
соответствии с программой развития ОУ)

2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модель выпускника
1. Выпускник основной школы – это человек любящий свой край и свое Отечество,
знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для
жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед
семьей, обществом, Отечеством;
6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости
детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве; - укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребѐнка;
- укрепление связи между семьѐй и школой;
- усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
- гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
- развитие у обучающихся опыта формального и неформального общения со
взрослыми.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Модель плана внеурочной деятельности в ОО
Модель организации внеурочной деятельности ОО — оптимизационная, в ее
реализации принимают участие все педагогические работники организации
(учителя, педагог-психолог). Координирующую роль выполняет, как правило,
классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в
минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого
образовательного и методического пространства в ОО, содержательном и
организационном единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует
с
педагогическими
работниками,
а
также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого
образовательного и методического пространства в образовательном учреждении,
содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания
индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования
групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания
внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного
учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной
деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с
кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями
основной образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и
субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков
самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации,

самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной
деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного
выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах
деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей,
желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы
внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о
времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей
программе кружка и Т.П.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в
образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не
только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения
образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при
этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо
от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.2.Формы, методы и средства внеурочной деятельности. Виды деятельности
обучающихся.
Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства
воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной
деятельности.
Духовно-нравственное направление
Цель
Создание условий для духовно-нравственного развития и
воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.
Задачи
• Формирование
представления
о
духовных
и
нравственных ценностях.
• Развитие интереса школьников к духовно-нравственным
ценностям русского народа и других народов КЧР и России.
• Воспитание уважения к Отечеству, уважения к
государственным праздникам России.

Формы
реализации
программы

Классные
часы
«Государственные
символы
Российской
Федерации» «Человек в обществе: обязанности и права», классный
час, посвященный освобождение Ленинграда от блокады, классный
час, посвященный Дню защитников Отечества, классные часы,
посвященные духовности, культуре поведения и речи. Праздник,
посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Праздники, посвященные Дню учителя, Дню Рождения школы,
уроки мужества, посвященные Дню Победы, празднование Дня
Славянской культуры и письменности, организация Вахты памяти,
акции «Георгиевская ленточка», встречи с ветеранами Великой
отечественной войны, боевых действий в Афганистане. Занятия
ОРКСЭ, которые обеспечивают знание основных норм морали,
культурных традиций народов России.

Ожидаемые
результаты

Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.
Развитие потребности жить по законам добра и милосердия,
уважать духовно-нравственные ценности.

Цель

Задачи

Формы
реализации
программы

Ожидаемые
результаты
Цель
Задачи

Спортивно-оздоровительное направление
Создание условий, обеспечивающих становление физически
здоровой личности школьника на основе развития его
индивидуальности
• Развитие
позитивного
отношения
к
базовым
общественным ценностям (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура) для формирования
здорового образа жизни.
• Формирование негативного отношения к вредным
привычкам.
• Повышение
активности обучающихся в делах класса
и школы, формирующие умение и потребность вести
здоровый образ жизни.
Занятия в спортивных секциях: «Волейбол», «Баскетбол»,
«Общая физическая подготовка». Проведение зарядки. Беседы о
ЗОЖ (серия классных часов и информационных устных
справок), участие в общешкольных спортивных мероприятиях
(подвижные игры, соревнования). Акции «Бегом от вредных
привычек», соревнования, Дни здоровья, соревнования «Мама,
папа, я- спортивная семья».
Улучшение показателей физического здоровья.
Овладение культурой здоровья.
Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
направление
Умение Общекультурное
вести здоровый образ
жизни
Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие
личности школьника на основе развития его индивидуальности
•
Формирование представления о культуре личности.
•
Расширение знаний о культурных ценностях народов мира.

Формы
реализации
программы

Подготовка и участие в праздничных мероприятиях школы и
класса, посещение концертов, выставок. Участие в проектах
общекультурной направленности, тематических уроках,
посвящённые
Дню славянской письменности. Выставки
художественных работ. Конкурс поэтов, тематические выставки
книг в библиотеке. Конкурсы стихов и исполнительского
мастерства, конкурсы рисунков и плакатов. Подготовка
концертов художественной самодеятельности, организация
фотовыставок, выставок поделок и сувениров.
Просмотр
видеороликов, создание презентаций и видеороликов о школьной
жизни. Участие в конкурсах РДШ (Российское движение
школьников).

Ожидаемые
результаты

Повышение уровня общей культуры школьников.
Развитие потребности повышать уровень своей культуры,
расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.
Социальное направление
Создание условий, обеспечивающих социальную активность
школьника на основе развития его индивидуальности
•
Расширение знаний о человеке (человек - часть социума,
человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к
людям).
•
Организация общественно-полезной и досуговой
деятельности обучающихся.
•
Формирование потребности
активно участвовать в
социальной жизни класса, школы, района, республики, страны.
•
Развитие навыков организации и осуществления
сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками,
старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
Проведение классных часов о символике РФ, об уставе школы.
Деятельность общественной организации «Российское движение
школьников».
Беседы «Правила поведения в школе», «Права и свободы
человека», «Что значит «Почитать родителей»?»
Классные часы «Вредные привычки и их влияние на здоровье
человека», «Правила поведения школьников, навыки общения со
сверстниками и взрослыми». Благотворительные акции. Конкурс
социальных проектов. Работа отряда волонтёров. Субботники по
уборке школьной территории. Индивидуальная работа с
родителями обучающихся. Пресс-конференции на тему будущих
профессий. Формами занятий с обучающимися по данному
направлению также являются: экскурсии, тренинги, проекты.

Цель
Задачи

Формы
реализации
программы

Ожидаемые
результаты

Активное участие школьников в социальной жизни
класса, школы, района, республики, страны.
Развитие
навыков
сотрудничества
с
педагогами,
родителями, сверстниками, старшими и
младшими детьми в решении общих проблем. Повышение уровня
социальной комфортности в коллективе.

Общеинтеллектуальное направление
Цель

предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные
им
способы
познания
окружающего
мира,
развить
познавательную активность, любознательность

Задачи

формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления,
воображения;
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий
обучающихся.

Формы
реализации
программы

Участие:
в Олимпиаде «Финансовая грамотность»,
в
Школьном,
муниципальном,
региональном
этапах
Всероссийской олимпиады школьников по предметам.
Защита проектов по исследовательской деятельности в рамках
внеурочных и элективных занятий.
Мероприятия, посвященные Дню космонавтики и др.

Ожидаемые
результаты

осознанное
ценностное
отношение
к
интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
- сформированная мотивация к самореализации в творчестве,
интеллектуально-познавательной и научно- практической
деятельности;
- сформированные компетенции познавательной деятельности:
постановка и решение познавательных задач; нестандартные
решения, овладение информационными технологиями (поиск,
переработка, выдача информации);
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения;
- способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем
развитии, выстраивать свою образовательную траекторию.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням
1 уровень
2 уровень
3 уровень
1-4 класс
5-7 класс
8- 9 классы
Учащиеся приобретают
знания:
- о разных видах
исследовательских работ;
требованиях к их
выполнению и защите;
- по предметам
естественно-научного
цикла через интеграцию
содержания

У обучающихся формируется
положительное отношение к
базовым общественным
ценностям, которое может
проявляться в следующих
видах деятельности:
- инициирование и
выполнение проектных и
исследовательских работ;
- креативном выполнении
поставленных учебных задач;
- созидательном
взаимодействии в коллективах
сменного и постоянного
состава.

Приобретение
обучающимися
опыта
самостоятельной
деятельности:
- при определении
темы
исследовательской
работы или проекта;
- при работе с
вариативными
источниками
информации; решение задач с
измененными
условиями;
- поиске
оптимальных и
рациональных путей
решения
поставленных задач.

В результате внеурочной деятельности у обучающихся школы
будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и
регулятивные универсальные учебные действия
как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении

1-4 классы

Личностные УУД

1. Ценить и принимать
базовые ценности.
2. Освоение личностного
смысла учения; выбор
дальнейшего
образовательного маршрута.
3. Понимать смысл и цель
самообразования.
4. Давать
нравственноэтические
оценки.

Познавательные
УУД

Коммуникативные
УУД

Регулятивные УУД

1. Ориентироваться
в литературе:
определять умения,
которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг
своего незнания;
планировать свою
работу по изучению
незнакомого
материала.
2.Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная
информация будет
нужна для изучения
незнакомого
материала; отбирать
необходимые
источники
информации среди
предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников,
электронные диски.
3. Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников.

1.Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
2.Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих
учебных и
жизненных речевых
ситуаций. 2.Читать
вслух и про себя
тексты учебников,
других
художественных и
научно-популярных
книг, понимать
прочитанное.
3. Выполняя
различные роли в
группе, сотрудничать
в совместном
решении проблемы
(задачи).
4. Отстаивать свою
точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета

1.Самостоятельно
формулировать задание:
определять его цель,
планировать алгоритм его
выполнения, корректировать
работу по ходу его
выполнения, самостоятельно
оценивать.
2. Использовать при
выполнения задания
различные средства:
справочную литературу,
ИКТ, инструменты и
приборы.
3.Определять
самостоятельно критерии
оценивания, давать
самооценку.

5-7 классы

1. Принимать новые
базовые ценности.
2. Определять жизненные,
личностные ценности.
3. Осознанно и
аргументировано давать
нравственно-этические
оценки.
4. Понимать смысл и цели
саморазвития,
самообразования

1. Владеть
основами
реализации
проектноисследоват
ельской
деятельности.
2. Проводить
наблюдение и
эксперимент под
руководством
учителя.
3. Создавать и
преобразовывать
модели и схемы для
решения задач. 4.
Давать определение
понятиям.
5.Устанавливать
причинноследствен
ные связи.
6. Осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых
отношений,
ограничение
понятия.
7. Проявлять
устойчивый
познавательный
интерес

1. Учитывать
образные мнения и
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
2. Формулировать
собственное мнение
и позицию,
3.Устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения, прежде
чем принимать
решения и делать
выбор.
4. Аргументировать
свою точку зрения,
спорить и отстаивать
свою позицию не
враждебным для
оппонентов образом.
5. Задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером.
6. Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь

1. Самостоятельно ставить
новые учебные цели и
задачи.
2. Простраивать
жизненные планы во
временной перспективе.
3. При планировании
достижения целей
4. Выделять
альтернативные способы
достижения цели и
выбирать наиболее
эффективный способ.

8-9 классы

1. Поступать в соответствии
с ценностными ориентирами
общества. 2. Осуществлять
осознанный и
аргументированный выбор.
3. Самоопределение.
4. Смыслообразование.

1. Проявлять
устойчивую
учебно-познаватель
ную мотивацию и
интерес к учению;
готовность к
самообразованию и
самовоспитанию.
2. Осуществлять
сравнение,
сериацию и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания
и критерии для
указанных
логических
операций.
3. Строить
классификацию на
основе
дихотомического
деления (на основе
отрицания).
4. Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследствен
ных связей.
. Объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования.

1. Учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную
позицию.
2. Понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы.
3. Продуктивно
разрешать конфликты
на основе учѐта
интересов и позиций
всех участников,
поиска и оценки
альтернативных
способов разрешения
конфликтов.
4. Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.

1. Владеть основами
прогнозирования как
предвидения будущих
событий и развития
процесса.
2. Владеть основами
саморегуляции в учебной и
познавательной
деятельности в форме
осознанного управления
своим поведением и
деятельностью,
направленной на
достижение поставленных
целей.
3. Осуществлять
познавательную рефлексию
в отношении действий по
решению учебных и
познавательных задач.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости
обучающихся во внеурочное время, материально-техническое обеспечение.
4.1. В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие
программу,
библиотекарь,
педагог-психолог,
педагоги
дополнительного
образования.
Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических
Индивидуальные собеседования с учителями
кадров к работе с учащимися по -предметниками и педагогами дополнительного
дополнительному образованию образования, готовыми к деятельности в данном
направлении.
Повышение методического
Семинары-практикумы в методических
уровня всех участников
объединениях с целью обмена передовым
воспитательного процесса
опытом, накопленным в школе. Проведение
семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных
условий для работы педагогов

Моральное
и
материальное
поощрение
педагогов по результатам деятельности.

Активизировать вовлеченность Организация и проведение общешкольных
работников культуры в систему мероприятий. Годовое планирование
общешкольных мероприятий
воспитательной работы с учетом возможностей
педагогов.
4.2.Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся

во внеурочной деятельности
• методические пособия
• интернет-ресурс
• мультимедийный блок
Задачи
Мероприятия
Создать банк
Систематизация авторских разработок педагогов,
методических
разработок
Систематизация
школы.авторских разработок педагогов,
разработок школы,
Организация
Организацияобмена
обменаопытом
опытомпедагогов
педагоговвврамках
рамках сетевого
мероприятий, событий
сетевого мероприятий, событий взаимодействия,
создание педагогического пространства.
Разработать систему
диагностической работы
педагога-психолога по
вопросам досуговой
деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию
свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных
учреждений по организации свободного времени
учащихся.
Информирование педагогического коллектива о
результатах диагностики

Разработать систему
мероприятий,
обеспечивающую
повышение методического
уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам
воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО с
участием специалистов внешкольных учреждений.

Создать банк
методической литературы
по организации досуга
учащихся.

Приобретение методической литературы и ее
постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство
с содержанием имеющейся методической литературы.

Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы в условиях введения ФГОС ООО и организации
внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия. Для организации
внеурочной деятельности школа располагает спортивным инвентарем, библиотекой,
мультимедийной и компьютерной техникой. Школа не в полной мере располагает
кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, мультимедийными
проекторами, экранами.
Для реализации программы внеурочной деятельности учащихся необходимо:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий;
- материально-техническое оснащение для творчества обучающихся и
оформления работ, проектов;
наличие канцелярских принадлежностей;
- аудиоматериалы и видеотехника;
- телевизор;
- компьютеры;
- мультимедийные установки;
- доступ в сеть Интернет.
Кабинет информатики подключен к сети Интернет, в наличии библиотечный
фонд, включающий учебную и художественную литературу.
4.3.

5. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
внеурочной деятельности для выработки плана коррекции организации данной
деятельности по следующим критериям:
-рост социальной активности обучающихся;
-рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей,
креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к
окружающему миру;
-удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы;
-оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;
-сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
- вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на
базе школы, так и вне ОУ;
- результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых
программах и проектах различного уровня.
5.1.Методы и методики мониторинга внеурочной деятельности
Диагностический инструментарий:
Входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на
выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей
обучающихся;
Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей);
Тематические листы-вкладыши в портфолио обучающихся.
Методы оценки процесса и результата:
Теоретические
(изучение
психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме, моделирование).
Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ деятельности
детей, анализ документации и др.)
Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).
Формы оценки.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана
система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных
достижений, обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на
ступени основного общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в качестве содержательной и артериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на

основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и
тенденций развития системы образования;
-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и
представлению их;
-использование
накопительной
системы
оценивания
(портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
-использование контекстной информации об условиях и особенностях
реализации образовательных программ при интерпретации результатов
педагогических измерений.
5.2. Критерии оценки результатов
1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика
состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) –
помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем
единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников
ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной
жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и
росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет
происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят
определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим
показателям.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли
категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной
системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным
участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях
школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность
или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы,
соответствии ее предложения спросу (то, что предлагается – действительно
интересно участникам ОП).
3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих
объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и
пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как
воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их
слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит
это не адекватные предложения.
4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП,
мотивация к обучению и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке.
Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной
системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются
стандартизации.

В программе внеурочной деятельности ОО предусмотрена работа творческих
групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных
показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным
индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими
методиками на данный момент как основной нами используется метод
структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности
складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные
характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в
структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и
самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей),
воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в лицее участников
образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру ОО.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам
истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о
российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о
международном экологическом движении; о правилах конструктивной
групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного
исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных
правилах выживания в природе.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному
Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной
этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и
внутреннему миру.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным
вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт
охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения
опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других
социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой
Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и
организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и
поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими
людьми и взятия на себя ответственности за других людей
В процессе реализации Программы произойдет:

 улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников;
 развитие творческой активности каждого ребёнка;
 укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание
комфортной атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление
эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей
разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и
молодежи;
• гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с
учителями и детьми;
• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации
учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних
условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии
детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по
следующим направлениям (содержание сотворчества):
• непосредственное участие родителей в организации различимых форм
совместной внеурочной работы с детьми;
• развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,
исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
• оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для
внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми
приборов и принадлежностей для качественной организации данных
занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 02.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87878)35-1-20, 8 (87878)35-5-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».